Промышленным инновациям прописали демобилизацию

19.09.2016

Сборка тракторав Кировец.jpg

Линия конвейерной сборки тракторов "Кировец" серии К-744Р на ЗАО "Петербургский тракторный завод", входящего в ОАО "Кировский завод"

Петербургские промышленники видят перспективы для развития своих предприятий во внедрении инновационных решений и выходе на внешние рынки, а также последовательном увеличении доли гражданской продукции у тех, кто ранее в основном работал на гособоронзаказ

Об этой тенденции на прошедшем в сентябре Промышленном совете четко заявил и губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, порекомендовав руководителям региональных предприятий отходить от производства, направленного исключительно на выполнение гособоронзаказа. «Промышленники должны понимать, что санкции не вечны, а петербургские предприятия должны находить новые перспективные тематики развития в отраслях промышленности, направленных на гражданское производство. Сегодня сложилась ситуация, когда необходимо искать новые рынки сбыта и даже корректировать производственную стратегию. В целом промышленность региона сейчас должна двигаться, ориентируясь на новые рынки, в том числе внешние», – отметил он.

О возможностях промышленности уходить от гособоронзаказа в сторону невоенного производства говорит и руководитель представительства ГК «Ростех» в Санкт-Петербурге Александр Гуров: «Задача разумной диверсификации оборонной промышленности, поставленная президентом страны, имеет решение в форме максимально быстрой, без бюрократических проволочек, реализации конкретных проектов. И одно из таких решений – в сфере медицинского оборудования (крайне востребованное как на внутреннем российском рынке, так и у наших партнеров по Евразийскому экономическому сообществу) – мы как раз сейчас внедряем. Уже успешно выполнены профильные НИОКР и составлена технологическая платформа для проведения комплексных эндоскопических исследований. Формирование полного комплекта оборудования проходило согласование с Российским эндоскопическим обществом. Интерес к этой аппаратуре, которая минимум на 30% дешевле зарубежных аналогов, проявляют и федеральные министерства, и медики-профессионалы, которые лучше всех понимают, как нужна такая техника пациентам по всей стране».

Руководители промышленных предприятий и сами понимают, что выполнение госооборонзаказа – неплохое подспорье во времена санкций и кризиса, однако уже в ближайшем будущем будет трудно выжить без выхода на внешние рынки. Промышленники осознают, что одной из ключевых возможностей вывода являются инновационные разработки, внедрению и продвижению которых должны способствовать программы государственной поддержки.

Но далеко не все предприятия промышленного кластера на сегодняшний день готовы сконцентрироваться на создании и внедрении инноваций в ущерб устоявшимся производственным процессам.

Так, у крупнейшего промышленного объединения «Кировский завод», многие десятилетия специализирующегося на производстве тяжелой сельскохозяйственной и дорожной техники, встает проблема выбора: внедрять инновации или же удерживать существующие позиции проверенными методами. И в условиях существующей экономической ситуации завод сейчас в большей степени сфокусирован на традиционном производстве. «Внедрение инноваций – это всегда большой риск. Для этого в стране должна быть прогнозируемая экономическая ситуация, предсказуемость рынка сбыта, а также стабильность финансовой системы. Увы, но ни по одному из этих пунктов сейчас нельзя уверенно «поставить галочку». Обстановка, честно говоря, не располагает к фронтальным инновациям и инвестициям в них, так как риск слишком велик. Локальные вещи, конечно, мы изменяем: что-то делаем дешевле, что-то качественнее, технологический процесс немного изменяем», – констатирует генеральный директор Кировского завода Георгий Семененко.

Об отдельных проблемах промышленности региона в частности высказывается руководитель ОАО «Звезда Энергетика» Николай Хаустов. Позитивно оценивая меры существующей государственной поддержки, он отмечает, что они все же недостаточны для масштабного развития: «Я рад, что прецедент создан и петербургский реальный сектор получил реальные деньги, но суммы, предназначенные для поддержки предприятий, ничтожно малы. Мы в отделе экспорта долго пытались распределить предназначенные нам 7 млн рублей. Это притом что сейчас мы реализуем проект с Казахстаном, стоимость которого оценивается в 40 млн евро, и наш готовый продукт необходимо провезти в Казахстан через всю Евразию, что также требует немалых вложений. В сегодняшних условиях предприятия должны сначала поставлять продукцию, а только потом могут рассчитывать на финансовую отдачу. Промышленным предприятиям, в том числе крупным, сейчас выживать очень трудно: налоги платим и работаем на банки, так как кассовый разрыв необходимо чем-то закрывать. Я думаю, что общее пожелание всех промышленников региона сейчас – увеличение сумм хотя бы по тем направлениям, которые уже работают и имеют перспективы в будущем», – отмечает Хаустов. За идею усиления протекционизма по отношению к отечественным производителям, особенно в сфере радиоэлектроники, высказывается Захар Кондрашов, председатель совета директоров ОАО «Позитрон»:

«Государство обратило внимание в сторону промышленников. В настоящее время выстраивается «политика помощи», но нет определенного отраслевого взаимодействия и системного подхода. Сейчас у нас «нулевые» пошлины на ряд изделий, пригодных к импорту. Но пошлины существуют на отдельные важные комплектующие детали, из которых в России мы могли бы и производить эту технику. Получается, что, покупая за границей «по элементам», предприятия платят дороже. Так что, поддерживая отечественного производителя, необходимо принять некоторые модели формирования ценообразования на комплектующие детали».

При этом Захар Кондрашов сетует, что из-за многомесячных задержек с выплатами средств по гособоронзаказу предприятия вынуждены идти кредитоваться и работать «не на реальный промышленный сектор экономики, а раздувать неэффективные финансовые рынки».

«Хотелось бы, чтобы была более системной поддержка и с точки зрения поддержки экспорта, – продолжает председатель совета директоров «Позитрона». – В России есть хорошие продукты, которые мы могли бы запускать на зарубежные рынки, но зачастую требуется дополнительная сертификация продукции, которая стоит немалых вложений. Например, у России уже подписано соглашение с рядом стран Южной Америки о том, что они подключаются к нашей системе ГЛОНАСС, и вот здесь государство могло бы, хотя бы частично, субсидировать часть затрат по сертификации, поскольку один такой сертификат может стоить десятки тысяч долларов». Не чувствуют пока радиоэлектронщики должной протекции и от использования отечественных продуктов, и при крупных корпоративных заказах, которые при этом ориентированы на государственные интересы. В качестве примера Захар Кондрашов приводит систему, наделавшую много шума в среде автоперевозчиков, – систему «Платон»: «Это тот случай, когда российская компания, которая отвечает за внедрение «Платона», делает выбор в пользу американских разработок, поскольку они по цене все же немного ниже существующих отечественных. Мне кажется, было бы правильно на законодательном уровне ввести меры, чтобы действовали ограничительные перечни по внедрению иностранного продукта, если в этой сфере сейчас развивается отечественная отрасль».

Несмотря на ряд существующих проблем, в городе на Неве концентрируются и относительно молодые промышленные кластеры, работающие в перспективных направлениях. Одним из наиболее наглядных примеров успешного внедрения инноваций и выводов продукта на новые рынки в регионе является фармацевтическая отрасль.

О перспективах развития фармацевтики в регионе и возможностях выхода отечественной продукции на новые рынки говорит генеральный директор компании «Герофарм» Петр Родионов.

«Наша отрасль достаточно молодая, она недавно появилась, но уже успешно зарекомендовала себя на рынке. После развала Советского Союза практически от былого, достаточно разрозненного фармкластера, ничего не осталось. Можно сказать, что отрасль мы возрождаемся с нуля», – отмечает Петр Родионов. Тем не менее, уже сейчас предприятие успешно выходит на внешние рынки по мере возможности их регулирования.

Генеральный директор рассказывает, что в числе самых труднодоступных рынков «Герофарм» оценивает рынки США и Японии. Поэтому сначала петербуржцы планируют зарекомендовать себя в Восточной Азии, Латинской Америке, в Южно-Африканских государствах.

Петр Родионов также отмечает, что технологический разрыв с преуспевающими в отрасли западными странами, в том числе путем внедрения инновационных продуктов, предприятие преодолевает достаточно успешно. «Наше предприятие является примером того, когда инновационные разработки существенно меняют ситуацию в сегменте экономики города. Фармацевтика не настолько капиталоемкая, как другие промышленные отрасли, и трудовых ресурсов необходимо не так много, но она требует вложений в науку и в развитие перспективных кадров. Именно это способствует эффективному развитию», – резюмирует директор «Герофарма».

Каролина Подплетько 

Санкт-Петербург

← Назад к списку