Меры стимулирования разработок предприятий радиоэлектронной промышленности

01.09.2016
Координационный совет разработчиков и производителей РЭА, ЭКБ и продукции машиностроения


Оглавление:

I. МЕРЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗРАБОТОК ПРЕДПРИЯТИЙ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

I.II Программы финансирования Фонда развития промышленности

I.II Субсидиарная поддержка

I.III Специальные инвестиционные контракты

I.VI Иные меры стимулирования промышленности

II. ИСТОЧНИКИ


I. МЕРЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗРАБОТОК ПРЕДПРИЯТИЙ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

I.I Программы финансирования Фонда развития промышленности

Наименование вида господдержки

Нормативный акт

Примечания

1.

Субсидирование процентной ставки на реализацию новых инвестиционных проектов

Постановление Правительства РФ от 03.01.2014 N 3 (ред. от 25.05.2016)

Постановление Правительства РФ №3 устанавливает порядок предоставления субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2014-2016 годах.

Кредитные средства должны быть использованы на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности. Субсидии предоставляются при условии внесения инвестиционного проекта в перечень комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности (КИП) Минпромторга.

2.

Субсидирование части затрат на НИОКР

Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 N 1312 (ред. от 09.04.2016)

Субсидия предоставляется российским организациям на компенсацию части затрат на проведение НИОКР по приоритетным направлениям гражданской промышленности. Субсидия предоставляется компаниям дважды в год на конкурсной основе.

Для участия в конкурсе необходимо соблюдать требования к компании и к комплексному инвестиционному проекту. Кроме того, продукция в рамках проекта должна быть создана с учётом результатов научно-исследовательских разработок, а у предприятия должен быть опыт успешной реализации инвестиционных проектов.

3.

Субсидирование части процентов по кредитам на пополнение оборотных средств

Постановление Правительства РФ от 12.03.2015 N 214 (ред. от 28.06.2016)

Постановление Правительства РФ №214 со вступившими в силу 28 июня 2016 года изменениями позволяет субсидировать часть затрат по процентам, уплаченным в 2015-2016 годах по кредитам, полученным на пополнение оборотных средств и/или финансирование текущей деятельности предприятиям легкой промышленности. Заявление на выплату субсидии можно подать в Минпромторг России до 1 ноября 2016 года.

Заявки на субсидирование могут направлять промышленные предприятия, включённые в перечень системообразующих организаций, утвержденный решением правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, либо в перечень организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли, утвержденный Минпромторгом России.

4.

Госгарантии на инвестиционные проекты

Постановление Правительства РФ от 14.12.2010 N 1016 (ред. от 27.04.2016)

Постановление Правительства РФ от 14.12.2010 N 1017 (ред. от 27.04.2016)

Государственная гарантия, выдаваемая по Постановлениям Правительства РФ от 14.12.2010 №1016 и №1017, позволяет привлечь заёмные средства при отсутствии у получателя собственного обеспечения на более выгодных условиях, чем при обращении за коммерческим обеспечением или поручительством.

В конкурсном отборе могут принимать участие инвестиционные проекты, направленные на создание новых и/или реконструкцию существующих промышленных объектов и их последующую эксплуатацию, а также проекты в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

5.

Госгарантии для устойчивого экономического развития

Постановление Правительства РФ от 14.08.2012 N 825 (ред. от 18.03.2016)

Постановление Правительства РФ №825 формирует механизм предоставления государственных гарантий по кредитам либо облигационным займам промышленных компаний и стратегических организаций ОПК. Эти кредиты и займы могут быть привлечены компаниями на осуществление основной деятельности и капитальные вложения, а также на погашение аналогичных обязательств.

Механизм действует в рамках мер по повышению устойчивости экономического развития при ухудшении ситуации на финансовых рынках.

Госгарантия может быть предоставлена в размере до половины суммы кредита, привлеченного на срок от 3 до 7 лет в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредиту в установленный кредитным договором срок.

6.

Программа проектного финансирования

Постановление Правительства РФ от 11.10.2014 N 1044 (ред. от 21.02.2015)

Программа по Постановлению Правительства РФ №1044 предоставляет возможность для инвестиционных проектов получить льготное банковское кредитование с размером процентной ставки «ставка Банка России для рефинансирования кредита коммерческому банку + 2,5% годовых».

Программа реализуется Минэкономразвития России. Фонд развития промышленности выступает координатором, осуществляющим функции по информированию и стимулированию к участию в Программе промышленных предприятий, консультационному обеспечению подготовки промышленными предприятиями необходимых материалов для участия в Программе. Минпромторг России в соответствии с Программой готовит заключения о целесообразности поддержки инвестиционных проектов в рамках Программы.

Более подробно о займах Фонда развития промышленности смотрите здесь:

http://frprf.ru/file/prezentatsiya-novye-standarty-finansirovaniya-frp.pdf


I.II Субсидиарная поддержка

Наименование вида господдержки

Нормативный акт

Примечания

1.

Субсидии организациям оборонно-промышленного комплекса на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" на осуществление инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции

Постановление Правительства РФ от 30.03.2009 N 265 (ред. от 20.03.2014)

Субсидии предоставляются организациям при условии:

а) включения в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса;

б) получения кредита в банке на осуществление проекта после 1 января 2008 г.;

в) направления кредитных ресурсов на возмещение за счет средств федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» на осуществление инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции.

Предоставление субсидий осуществляется ежеквартально в размере трех четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в случае, если процентная ставка по кредиту, полученному в валюте Российской Федерации, больше или равна ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату последней уплаты процентов по кредиту.

Если процентная ставка по кредиту меньше ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату уплаты процентов по кредиту, возмещение осуществляется в размере трех четвертых суммы затрат организации на уплату процентов по кредиту.

2.

Субсидии российским организациям на возмещение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры

Постановление Правительства РФ от 17.02.2016 №109

Субсидии предоставляются организациям, прошедшим конкурсный отбор на право получения субсидии, по проектам, срок реализации которых не превышает пять лет, а общая стоимость и максимальный ежегодный размер предоставляемой субсидии составляют по подпрограммам госпрограммы:

  • на телекоммуникационное оборудование – до 1,5 млрд. рублей и не более 300 млн. рублей;
  • на вычислительную технику – до 2,5 млрд. рублей и не более 400 млн. рублей;
  • на специальное технологическое оборудование – до 2 млрд. рублей и не более 300 млн. рублей;
  • на системы интеллектуального управления – до 1 млрд. рублей и не более 200 млн. рублей.

3.

Субсидии российским предприятиям радиоэлектронной промышленности на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на цели реализации проектов по созданию инфраструктуры отрасли, в том числе кластеров в сфере радиоэлектроники

Постановление Правительства РФ от 17.02.2016 №110

Субсидии предоставляются организациям, прошедшим конкурсный отбор на право получения субсидии, по кредитам, полученным на реализацию комплексных проектов, срок реализации которых не превышает пять лет, а общая стоимость составляет по подпрограммам госпрограммы:

  • на телекоммуникационное оборудование – до 1,5 млрд. рублей;
  • на вычислительную технику – до 2,5 млрд. рублей;
  • на специальное технологическое оборудование – до 2 млрд. рублей;
  • на системы интеллектуального управления – до 1 млрд. рублей.

Субсидированию подлежат кредиты, выданные на срок не менее одного года, полученные в российских кредитных организациях не ранее 1 января 2016 года на создание инфраструктуры отрасли в рамках комплексного проекта, предусматривающего расходы инвестиционного характера по приобретению или долгосрочной аренде земельных участков под создание новых производственных мощностей, разработке проектно-сметной документации, строительству или реконструкции производственных сооружений, проведению строительно-монтажных и пусконаладочных работ, а также приобретению, изготовлению и доставке оборудования.

4.

Субсидии производственным предприятиям сроком для финансирования комплексных проектов организации высокотехнологичного производства, выполняемых совместно производственными предприятиями и высшими учебными заведениями

Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 N 218 (ред. от 21.07.2016)

Постановлением предусмотрена возможность выделения субсидий производственным предприятиям сроком от 1 до 3-х лет, объемом финансирования до 100 млн. руб. в год для финансирования комплексных проектов организации высокотехнологичного производства, выполняемых совместно производственными предприятиями и высшими учебными заведениями.

Субсидия выделяется производственному предприятия, что увеличивает шансы востребованности разработки высшего учебного заведения и ее дальнейшего использования для организации нового высокотехнологичного производства. Организация нового высокотехнологичного производства осуществляется за счет собственных средств предприятия. При этом не менее 20% указанных средств должно быть использовано на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.


I.III Специальные инвестиционные контракты

Специальный инвестиционный контракт заключается между Инвестором и РФ и/или субъектом РФ и/или муниципальным образованием, в котором фиксируются:

- обязательства РФ и/или субъекта РФ и/или муниципального образования гарантировать стабильность налоговых и регуляторных условий и осуществить меры стимулирования деятельности в сфере промышленности;

- обязательства инвестора в предусмотренный соглашением срок создать (или модернизировать) и освоить производство промышленной продукции.

Меры стимулирования:

- облегченный доступ к госзаказу: возможность являться поставщиком продукции, произведенной в рамках СПИК, на внеконкурсной основе (ФЗ от 3 июля 2016 г. N 365-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации");

- налоги: не ухудшение налоговых условий, возможность снижения до 0% федеральной и региональной части ставки налога на прибыль, а также ускоренная амортизация для основных средств (Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 144-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации");

- российский продукт: ускоренная и упрощенная процедура получения статуса российского производителя (приказ Минпромторга России от 12.11.2015 №3568).

- договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов для участников СПИК (ФЗ от 3 июля 2016 г. N 365-ФЗ).

Более подробно о специальных инвестиционных контрактах смотрите здесь:

http://frprf.ru/download/prezentatsiya-mekhanizm-spetsialnykh-investitsionnykh-kontraktov.pdf


Важные изменения законодательства о специальных инвестиционных контрактах в 2016 году

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 365-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

 Вступил в силу 01.09.2016.

Заказчики получили право закупать у единственного поставщика товар, производство которого создано или модернизировано в России на основании специального инвестконтракта.

Скорректированы отдельные законодательные акты в части заключения госконтрактов с инвесторами специальных инвестконтрактов.

Так, заказчикам предоставлено право закупать по регулируемым ценам у единственного поставщика товар, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено в России в соответствии со специальным инвестконтрактом. Единственным поставщиком такого товара может устанавливаться инвестор указанного контракта (привлеченное им лицо).

Соответствующее решение принимает Правительство РФ. При этом должен быть соблюден ряд условий. Спецконтракт должен быть заключен Российской Федерацией, а объем инвестиций в соответствии с ним составлять более 3 млрд руб. Также требуется, чтобы производство товара велось российским юрлицом, а страной происхождения товара была Россия. Кроме того, спецконтракт должен включать ряд отлагательных условий (в их числе - право инвестора заключать контракты на поставку товара). Эти условия применяются, если принято вышеназванное решение. Информация об инвесторе, определенном единственным поставщиком, включается в специальный реестр. Его ведет уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.

Также предусмотрена возможность закупки у единственного поставщика товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории субъекта Федерации в соответствии с госконтрактом. Заключать такой контракт могут только заказчики данного региона и муниципалитетов, находящихся на его территории, а единственным поставщиком товара вправе быть юрлицо, с которым он заключен. Речь идет о контракте, предусматривающем встречные инвестобязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара в регионе в целях обеспечения его нужд.

Кроме того, Правительство РФ и Минпромторг России наделены дополнительными полномочиями в сфере промышленной политики.

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 144-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Вступил в силу 23.06.2016, за исключением отдельных положений

О налоге на прибыль при реализации инвестиционных проектов.

Скорректирован НК РФ. Поправки касаются инвестиционных проектов.

Для организаций, работающих в пределах одного региона, установлен минимальный объем капвложений.

Регионам решено дать право снижать ставку налога на прибыль для участников региональных инвестиционных проектов (в части поступлений в их бюджеты).

Так, пониженная ставка в размере не более 10% может действовать начиная с налогового периода, в котором признаны первые доходы от реализации проекта (но не позднее 5 лет с даты включения в реестр участников проектов), и заканчивая отчетным (налоговым) периодом, в котором разница между суммой налога, исчисленного без применения пониженных ставок и с ними, составит величину, равную объему капвложений.

Введена статья о применении и прекращении применения налоговых льгот участниками региональных инвестпроектов, для которых включение в реестр участников региональных инвестпроектов не требуется. Также введена статья о порядке определения и применения коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого, для таких участников.

I.IV Иные меры стимулирования промышленности

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 460-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Вступил в силу 30.12.2015

О передаче некоторого имущества ВС РФ на базе концессионной модели.

Расширен перечень имущества, которое может быть объектом концессионного соглашения. В него включены здания, строения и сооружения, предназначенные для складирования, хранения и ремонта имущества ВС РФ, объекты производственной и инженерной инфраструктур таких зданий, строений и сооружений.

При этом концессионерами по таким соглашениям не могут быть зарубежные инвесторы, организации, решения которых прямо или косвенно могут определять иностранные лица, государства, их органы.

В случае нарушения обязательств соглашение досрочно прекращается Минобороны России на основании правительственного решения.

II. Источники

  1. Информационно-правовой портал «ГАРАНТ.РУ»
  2. Информационно-аналитический сборник «Кооперация ВУЗов и предприятий как эффективный механизм реализации импортозамещения». Выпуск 1. 2016.
  3. Информационно-аналитический сборник «Кооперация ВУЗов и предприятий как эффективный механизм реализации импортозамещения». 2015.
  4. Официальный сайт Фонда развития промышленности http://frprf.ru/.
  5. Нормативные правовые акты, указанные в настоящем документе. 

← Назад к списку